back@3xlogo-big
Совместный проект
На главную
Спорт
Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах
Чем гоночные автомобили отличаются от обычных, что в кузове у сверхбыстрых грузовиков и зачем гонщику штурман.
По песчаным дюнам несется внедорожник. Он лихо скачет по ухабам, не боится колеи и спокойно объезжает препятствия на трех колесах — настоящий вездеход, а не автомобиль. Когда машина оказывается в зоне видимости, зрители могут различить логотип производителя. MINI — читают удивленные болельщики. Следом по барханам пролетают Toyota и Peugeot.
Впечатлить случайного зрителя несложно: глядя на безупречную проходимость и идеальную маневренность ралли-рейдовых автомобилей, можно подумать, что точно так же ведут себя обычные версии тех же машин. Не пытайтесь это повторить. «Марафонские» версии популярных моделей — не что иное, как прототип, стилизованный под одну из существующих моделей. Единственная общая деталь — тот самый логотип на капоте.
Ручная работа
Автомобиль для ралли-рейда — штучный товар ручной работы. В плане инженерной продуманности и стоимости материалов «марафонский» внедорожник ближе к болиду Формулы-1, чем к обычной машине. Сходство с серийными моделями — это PR-ход плюс усердная работа дизайнеров. Превратить заточенный под пустыню и буераки гоночный снаряд в нечто похожее на Toyota Hilux, MINI Cooper или Peugeot 2008 — не самая простая задача.
Создавать внешнее сходство необходимо, так как деньги на постройку ралли-рейдовых монстров выделяют большие автозаводы. Та же Peugeot тратит миллионы на программу в «Дакаре» и «Шелковом пути». Деньги нужны не только для того, чтобы команда проехала весь маршрут и постаралась выиграть гонку, но и для того, чтобы создать у зрителей иллюзию победы обычной дорожной модели Peugeot 2008.
Бок о бок с заводскими командами в «Дакаре» и «Шелковом пути» участвуют независимые конструкторы, которые у себя в гараже или в арендованном цехе собирают собственные версии ралли-рейдовых внедорожников. Обычно такие энтузиасты берут проверенный двигатель от одного из надежных серийных автомобилей, а потом делают индивидуальный проект вокруг готовой силовой установки.
Главное требование — безопасность. Значит, салон гоночного автомобиля нужно превратить в защитную капсулу, которая убережет пилота от травм и переломов в случае аварии. Для этого по всему периметру кабины пилота вваривается металлический каркас — особая труба, которая возьмет на себя основную энергию удара при столкновении. Благодаря каркасу гонщик и штурман должны выжить даже в самой серьезной аварии.
После установки каркаса начинается творчество. В зависимости от бюджета, которым располагает инженер-любитель, конструктор может внедрить в автомобиль самые неожиданные технические решения. В результате на старты «Дакара» и «Шелкового пути» выходит разношерстная толпа не похожих друг на друга автомобилей, каждый из которых можно изучать часами. За такое разнообразие ралли-рейды ценят настоящие petrolheads — то есть автомобильные фанаты, не представляющие свою жизнь без гонок и бензина.
Скоростные грузовики
Грузовики — отдельная категория в ралли-рейдах. Прелесть этого класса в том, что здесь выступают и обычные магистральные тягачи, и гоночные снаряды, построенные специально для «Дакара» и «Шелкового пути».
В списке обычных — грузовики, которые помогают командам из автомобильного зачета. Это так называемые «технички». Сокращение расшифровывается как «грузовик технического сопровождения». Такие тягачи до предела нагружены запчастями, которые могут потребоваться гоночным внедорожникам на спецучастке — от совсем мелких деталей до крупных фрагментов подвески или рулевого управления. В случае аварии или поломки «технички» быстро доезжают до «подшефного» экипажа и помогают ему устранить неисправность.
Гоночные грузовики — совсем другая история. В кузовах этих машин нет ничего лишнего: за исключением пары запасных колес такие тягачи не везут с собой дополнительных деталей. Эти грузовики борются за победу в общем зачете и в плане скорости могут поспорить с быстрейшими представителями автомобильной категории. Самые яркие примеры — это КАМАЗы и Iveco, много лет оспаривающие первые места в международных ралли-рейдах.
Как и в зачете внедорожников, такие грузовики мало похожи на серийные экземпляры, которые можно встретить на обычной дороге. Те же КАМАЗы собираются на отдельном предприятии в Набережных Челнах. У команды «КАМАЗ-мастер», которая проектирует и строит гоночные грузовики, есть собственная штаб-квартира, десятки сотрудников, несколько стендов для проверки деталей и целый тестовый полигон, где можно испытать гоночный грузовик до старта в серьезных соревнованиях.
Основной конкурент КАМАЗов — грузовики Iveco, которые строит команда Жерара де Роя, двукратного победителя «Дакара». В отличие от челнинского коллектива, существующего только ради гонок, компания де Роя специализируется на транспортных услугах: тягачи фирмы De Rooy доставляют товары по всей Европе. На «Шелковом пути» голландец выставит на старт три грузовика, за рулем одного из которых поедет сам. Несмотря на то что тягачи Iveco производятся в Италии, подопечные де Роя перевозят их в Нидерланды и своими силами переоборудуют для участия в ралли-рейдах.
Почему в машинах два человека
В каждом внедорожнике, который выходит на старт «Шелкового пути», два человека. Справа от водителя сидит штурман — этот человек весь день говорит пилоту, куда ему ехать. Дело в том, что 500-километровые спецучастки слишком сложны и непредсказуемы для преодоления в одиночку.
Сохранять концентрацию и работать в режиме «сам себе навигатор» способен не каждый: для того чтобы хоть немного облегчить задачу, пилоты берут себе в помощники штурмана. Разделение труда позволяет водителю не отвлекаться, чтобы посмотреть на карту, и в конечном итоге быстрее преодолевать зачетную дистанцию.
Еще одно преимущество штурмана — это лишние рабочие руки в случае аварии. Не секрет, что команды часто попадают в непредвиденные ситуации во время гонки: автомобиль может закопаться в песке, застрять в яме или завалиться на бок от слишком резкого поворота. Вызволить тяжелую машину в одиночку очень сложно — и здесь на помощь приходит штурман.
В зачете грузовиков в кабине оказываются не два, а сразу три человека. Вместе с гонщиком и штурманом зачетную дистанцию преодолевает механик, сидящий на центральном сидении грузовика. Третий член экипажа нужен для того, чтобы страховать партнеров по команде и в случае необходимости чинить машину прямо на дистанции. В конце концов, гонщик не обязан знать, как найти и устранить техническую неполадку. Дело пилота — вести машину.
Также читайте
«Мирный» юань: зачем России и Китаю собственные платежные системы
Квадратный город. Зачем ехать в Сиань прямо сейчас
© 1995–2017 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Дизайнер: Василий Подтынников
Менеджер проекта: Галина Моргун
Главный редактор: Антон Погорельский