back@3x
Совместный проект
На главную
Спорт
Сложнейшая на планете. Как Россия организовала самую экстремальную гонку
В этом июле в Астрахани стартует ралли-рейд «Шелковый путь» — одна из самых сложных и опасных гонок на планете. Каких-то десять лет назад казалось, что устраивать по-настоящему культовые гонки могут только за границей. «Шелковый путь» изменил восприятие российского автоспорта и показал, какими бывают гонки с русским характером.
В 2018 году «Шелковый путь» — это отчаянное приключение, бескрайние километры дистанции и непередаваемая романтика дороги. На пути следования участникам встретятся дюны, овраги, каньоны, холмы и узкие грунтовки, испытывающие на прочность не только автомобили, но и людей.
Вокруг ралли-марафона сложилась особая аура жесткого приключения, выйти на старт которого почтет за честь даже самый опытный и титулованный гонщик — просто для того, чтобы на себе прочувствовать мощь российского бездорожья.
Участниками «Шелкового пути» станут мировые звезды автоспорта: двукратный победитель «Дакара» и медалист Олимпийских игр Нассер Аль-Аттия, универсальный гонщик Хуан Рома — человек, который выигрывал «Дакар» и за рулем мотоцикла, и на автомобиле, действующий триумфатор марафона «Африка» Маттье Серрадори и, конечно, «железный человек» Сергей Карякин — несгибаемый пилот, который способен в одиночку пересечь пустыню и при этом оказаться быстрее всех.
За победу в автомобильном зачете будут бороться Peugeot, Toyota и MINI, в грузовом — МАЗы, «ГАЗели», Renault и, конечно, российский коллектив «КАМАЗ-мастер». Гонка стартует 21 июля в Астрахани, а завершится 27 июля в Москве.
Туркменский старт
Сложно представить, но история «Шелкового пути» началась в Туркменистане. Одна из самых закрытых стран в мире, попасть в которую считается невыполнимой задачей для иностранцев, принимала у себя финиш первого ралли-рейда под именем «Шелковый путь».
Самый первый марафон, проведенный в 2009 году, во многом повторял маршрут настоящего Великого шелкового пути, по которому следовали торговцы тысячи лет назад. Гонка стартовала в Казани, шла на юг и через Казахстан попадала в Туркмению, чтобы завершиться в столице страны Ашхабаде.
Из-за среднеазиатской жары гонку провели в сентябре, но участники все равно испытали на себе палящее солнце Каракумов и Голодной степи. О сложности марафона говорит хотя бы то, что семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин не смог приехать в тройке призеров. Легендарный пилот потерял много времени на заковыристом маршруте и остался только шестым. Несколько лет спустя Чагин объявит об уходе из спорта и займет кресло руководителя ралли-рейда «Шелковый путь» — единственной гонки, покорить которую в качестве пилота он так и не смог.
Volkswagen против русского бездорожья
В 2010 году «Шелковый путь» переехал в Европу — в угоду европейской публике и зрительскому интересу. Сначала старт перенесли в Санкт-Петербург, а затем в Москву. Все это время в ралли-рейде доминировала команда Volkswagen.
В тот момент немецкий коллектив выигрывал все ралли-рейды на планете на сверхнадежном и проходимом Touareg. Благодаря этому автомобилю двукратным победителем «Шелкового пути» стал Карлос Сайнс — знаменитый раллист по прозвищу Эль Матадор и отец гонщика «Формулы-1» Карлоса Сайнса-младшего.
На буераках и в лужах российского бездорожья навороченные Touareg смотрелись странно: казалось, будто на необитаемую планету высадился суборбитальный аппарат. Вот-вот он возьмет пробы грунта и улетит восвояси, но нет — Volkswagen участвовал в гонке и с полным основанием одерживал победы. История завершилась в 2011 году, когда немецкая марка свернула ралли-рейдовую программу.
Сочи и потоп
Первые гонки зарекомендовали «Шелковый путь» как половинку «Дакара». «Дакар» оставался самым трудным и протяженным ралли-рейдом на Земле, а «Шелковый путь» словно делил все пополам: длительность гонки, километраж зачетной дистанции, сложности на пути.
В результате на «Шелковый путь» приезжали гонщики, которым нужно было подготовиться к «Дакару». Российский ралли-рейд стал тренировочной площадкой, где можно было в экстремальных условиях прочувствовать мир гонок по бездорожью.
Вывести сложность гонки на новый уровень помогли регулярные ливни, которые затапливали окрестности Сочи аккурат перед финишем ралли-рейда. И в 2011, и в 2012 годах «Шелковый путь» не смог добраться до финиша на Черном море: два сезона подряд маршрут размывали дожди. Опасность возможного оползня заставляла организаторов отменять финальный спецучасток. Благодаря природным катаклизмам марафон переехал в Астраханскую область. И победил.
Формула успешного марафона
«Шелковый путь»-2013 стал лучшим ралли-рейдом за пять лет. Во-первых, продуманный маршрут бросил участников в самое пекло российского бездорожья. Пески и степи Астраханской и Волгоградской областей поставили перед экипажами по-настоящему сложную задачу, решить которую смогли далеко не все.
А во-вторых, за ралли-рейдом стало интересно наблюдать. Бескомпромиссная борьба за победу, частая смена лидеров, зрелищные сходы с дистанции и неожиданные победители — в этот раз у ралли-рейда было все. Экипажи ругались, машины ломались, штурманы путали направление, но все равно ехали и ехали к финишу, словно выполняя миссию всей жизни. Марафон показал: в России бывают сложные и честные гонки. К 2018 году этот рецепт отработали до мелочей.
За кем следить
Отличительная особенность современного «Шелкового пути» — открытая борьба, победить в которой может любой. Показателен пример марафона-2011, когда верной победы лишился Фирдаус Кабиров из команды «КАМАЗ-мастер». Россиянин лидировал в грузовом зачете за день до финиша, когда узнал, что его наказали за превышение скорости при движении по населенному пункту.
Часовой штраф отбросил Кабирова назад, и победа досталась его оппоненту Алешу Лопрайсу на Tatra. Эпизод продемонстрировал: даже в российской гонке на российской территории организаторы не собираются подсуживать земляку. Нарушил — значит нарушил. А первое место получит тот, кто выполнил все правила.
В «Шелковом пути»-2018 особый интерес представляет команда Overdrive, которая подготовит два автомобиля Toyota Hilux. Первым номером этого коллектива станет легендарный Нассер Аль-Аттия — 13-кратный чемпион Ближнего Востока по ралли, трехкратный чемпион мира в категории WRC 2, бронзовый призер летней Олимпиады-2012 в Лондоне и обладатель двух побед в знаменитом «Дакаре».
Болельщики считают Аль-Аттию самым быстрым и харизматичным гонщиком в ралли-рейдах: только Нассер может ехать отчаянно быстро на спецучастках, а затем радоваться победам, словно ребенок. Аль-Аттия принадлежит к королевской семье Катара, но ведет себя так же, как остальные гонщики, — запросто общается с соперниками, фотографируется с фанатами и лично откапывает машину из песка, если в пылу борьбы заехал не туда.
Фото: Overdrive Racing
Соперниками Аль-Аттии на Toyota станут две Mini-команды X-raid. Это дебютант «Шелкового пути» и двукратный победитель «Дакара» Хуан Рома и феноменально быстрый Язид Аль-Раджи из Саудовской Аравии. Автомобиль той же марки будет пилотировать обладатель Кубка мира по ралли-рейдам 2014 года Владимир Васильев. На победу способен каждый из этой тройки.
Конкуренцию фаворитам попробуют навязать триумфатор марафона «Африка» Маттье Серрадори на ультрапроходимом багги MCM, а также британец Гарри Хант, которому досталась «машина-убийца» Peugeot DKR 3008 Maxi. В руках опытных спортсменов этот автомобиль выигрывал и «Шелковый путь», и «Дакар», причем выигрывал за явным преимуществом. Справится ли относительно неопытный Хант с такой мощью, можно только гадать.
Что у грузовиков
В грузовом зачете полный комплект составит «КАМАЗ-мастер». Долго восстанавливавшийся после травмы Андрей Каргинов, наконец, выздоровел — с учетом его возвращения в «Шелковом пути» примут участие сразу шесть грузовиков челнинской марки. Пять будут использовать дизельное топливо, а шестой поедет на смеси солярки с метаном. Пилотом газомоторного грузовика станет Сергей Куприянов.
Бросить вызов «КАМАЗ-мастеру» попробует изобретатель, доктор наук и президент голландской компании ASML Мартин ван дер Бринк. 47-летний ученый участвует в ралли-рейдах в свободное от работы время. Во главе ASML ван дер Бринк занимается нанотехнологиями в сфере электронно-лучевой литографии, а на «Шелковом пути» управляет многотонным грузовиком Renault.
Фото пресс-службы «КАМАЗ-мастер»
Еще один Renault выведет на старт Герт Хузинк. Белорусскую команду МАЗ будет представлять руководитель коллектива Сергей Вязович. Наконец, к борьбе попробует подключиться команда «ГАЗ-рейд-спорт», выставляющая модифицированные «ГАЗели». За рулем поедут Болеслав Левицкий и Михаил Шкляев.
Особую интригу ждет зачет T3. В ней представлена совершенно особая техника, словно пришедшая в гонки из вселенной «Безумного Макса». Самый заметный участник этой категории — Сергей Карякин, первый россиянин, который выиграл «Дакар» в классе квадроциклов. На «Шелковом пути» екатеринбуржец пересядет на Maverick X3. Его соперниками станут мотовездеходы Polaris под управлением французов Николя Дюкло и Фредерика Шавиньи.
Также читайте
Озера в пустыне и точка в нигде. Это планета, которую мы не видели
Сделать так же, но дешевле. Как работает импортозамещение в Китае
© 1995–2018 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Арт-директор: Полина Молчанова
Менеджер проекта: Юлия Чеботарь