back@3xlogo-big
Совместный проект
На главную
Спорт
Сложнейшая на планете. Как Россия организовала самую экстремальную гонку
В начале июля в Москве стартует ралли-рейд «Шелковый путь» — одна из самых сложных и опасных гонок на планете. Каких-то десять лет назад казалось, что устраивать по-настоящему культовые гонки могут только за границей. «Шелковый путь» изменил восприятие российского автоспорта и показал, какими бывают гонки с русским характером.
Дюны «Шелкового пути» являются серьезным испытанием даже для самых маневренных автомобилей
В 2017 году «Шелковый путь» ждут все: команды, гонщики, спонсоры и, конечно, зрители. Ралли-марафон продлится 15 дней — с 8 по 22 июля. За это время участникам предстоит преодолеть почти 10 тыс. км по бездорожью, пересечь три страны и покорить пустыню Гоби — одно из самых жарких и зловещих мест на Земле.
Сегодняшний «Шелковый путь» — это отчаянное приключение, бескрайние километры дистанции и непередаваемая романтика дороги на восток. На пути следования участникам встретятся дюны, каньоны, горные плато и узкие грунтовки, испытывающие на прочность не только автомобили, но и людей. Вокруг ралли-марафона сложилась особая аура жесткого приключения, поучаствовать в котором почтет за честь даже самый опытный и титулованный гонщик — просто для того, чтобы на себе прочувствовать мощь российского бездорожья, красоты казахстанских пейзажей и эйфорию от китайской пустыни.
Участниками ралли-рейда станут мировые звезды автоспорта: 13-кратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель, девятикратный чемпион мира Себастьен Леб и команда «КАМАЗ-мастер» в полном составе. За победу в автомобильном зачете будут бороться Peugeot, Toyota и MINI, в грузовом — КАМАЗы, Iveco и Renault. На седьмой год своего существования «Шелковый путь» превратился в самостоятельный бренд, ради которого спортсмены на полмесяца приезжают в Россию, Казахстан и Китай. Гонка финиширует в китайском Сиане 22 июля.
В 2017 году на старт «Шелкового пути» выйдут три Peugeot 2008 DKR
Туркменский старт
Сложно представить, но история «Шелкового пути» началась в Туркменистане. Одна из самых закрытых стран в мире, попасть в которую считается невыполнимой задачей для иностранцев, принимала у себя финиш первого ралли-рейда под именем «Шелковый путь». Самый первый марафон, проведенный в 2009 году, во многом повторял маршрут настоящего Великого шелкового пути, по которому следовали торговцы тысячи лет назад. Гонка стартовала в Казани, шла на юг и через Казахстан попадала в Туркмению, чтобы завершиться в столице страны — Ашхабаде.
Из-за среднеазиатской жары гонку провели в сентябре, но участники все равно испытали на себе палящее солнце Каракумов и Голодной степи. О сложности марафона говорит хотя бы то, что семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин не смог приехать в тройке призеров. Легендарный пилот потерял много времени на заковыристом маршруте и остался только шестым. Несколько лет спустя Чагин объявит об уходе из спорта и займет кресло руководителя ралли-рейда «Шелковый путь» — единственной гонки, покорить которую в качестве пилота он так и не смог.
Volkswagen против русского бездорожья
В 2010 году «Шелковый путь» переехал в Европу — в угоду европейской публике и зрительскому интересу. Сначала старт перенесли в Санкт-Петербург, а затем в Москву. Все это время в ралли-рейде доминировала команда Volkswagen. В тот момент немецкий коллектив выигрывал все ралли-рейды на планете на сверхнадежном и проходимом Touareg. Благодаря этому автомобилю двукратным победителем «Шелкового пути» стал Карлос Сайнс — знаменитый раллист по прозвищу Эль Матадор и отец гонщика Формулы-1 Карлоса Сайнса-младшего.
На буераках и в лужах российского бездорожья навороченные Touareg смотрелись странно: казалось, будто на необитаемую планету высадился суборбитальный аппарат. Вот-вот он возьмет пробы грунта и улетит восвояси — но нет, Volkswagen участвовал в гонке и с полным основанием одерживал победы. История завершилась в 2011 году, когда немецкая марка свернула ралли-рейдовую программу.
Сочи и потоп
Российско-китайский экипаж из команды «КАМАЗ-мастер» в составе пилота Хоу Хуннина, штурмана Шэнь Синя и механика Андрея Мокеева на ралли-рейде «Шелковый путь»
Первые гонки зарекомендовали «Шелковый путь» как половинку «Дакара». «Дакар» оставался самым трудным и протяженным ралли-рейдом на Земле, а «Шелковый путь» словно делил все пополам: длительность гонки, километраж зачетной дистанции, сложности на пути. В результате на «Шелковый путь» приезжали гонщики, которым нужно было подготовиться к «Дакару». Российский ралли-рейд стал тренировочной площадкой, где можно было в экстремальных условиях прочувствовать мир гонок по бездорожью.
Вывести сложность гонки на новый уровень помогли регулярные ливни, которые затапливали окрестности Сочи аккурат перед финишем ралли-рейда. И в 2011, и в 2012 году «Шелковый путь» не смог добраться до финиша на Черном море: два сезона подряд маршрут размывали дожди. Опасность возможного оползня заставляла организаторов отменять финальный спецучасток. Благодаря природным катаклизмам марафон переехал в Астраханскую область. И победил.
Формула успешного марафона
«Шелковый путь» — 2013 стал лучшим ралли-рейдом за пять лет. Во-первых, продуманный маршрут бросил участников в самое пекло российского бездорожья. Пески и степи Астраханской и Волгоградской областей поставили перед экипажами по-настоящему сложную задачу, решить которую смогли далеко не все.
А во-вторых, за ралли-рейдом стало интересно наблюдать. Бескомпромиссная борьба за победу, частая смена лидеров, зрелищные сходы с дистанции и неожиданные победители — в этот раз у ралли-рейда было все. Экипажи ругались, машины ломались, штурманы путали направление — но все равно ехали и ехали к финишу, словно выполняя миссию всей жизни. Марафон показал: в России бывают сложные и честные гонки. К 2017 году этот рецепт отработали до мелочей.
За кем следить в следующей гонке
Отличительная особенность современного «Шелкового пути» — открытая борьба, победить в которой может любой. Показателен пример марафона-2011, когда верной победы лишился Фирдаус Кабиров на КАМАЗе. Россиянин лидировал в грузовом зачете за день до финиша, когда узнал, что его наказали за превышение скорости при движении по населенному пункту. Часовой штраф отбросил Кабирова назад — и победа досталась его оппоненту Алешу Лопрайсу на Tatra. Эпизод продемонстрировал: даже в российской гонке на российской территории организаторы не собираются подсуживать земляку. Нарушил — значит нарушил. А первое место получит тот, кто выполнил все правила.
В «Шелковом пути» версии-2017 особый интерес представляет команда Жерара де Роя, которая бросит вызов четырем грузовикам команды «КАМАЗ-мастер». Голландский гоночный коллектив De Rooy — сильнейший соперник КамАЗов на международной арене, а потому следить за противостоянием Iveco и россиян будет особенно увлекательно.
13-кратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель
Еще один магнит для болельщиков — Стефан Петрансель. На «Дакаре» он кажется неуязвимым — но стоит приехать в Россию, как начинаются ошибки, аварии и поломки. При рекордных 13 триумфах в «Дакаре» Петрансель еще ни разу не выигрывал «Шелковый путь». Сделает ли это француза злее или чемпион сможет собраться и все-таки довести свое участие в ралли-рейде до долгожданной победы, станет ясно только по ходу дистанции.
Наконец, Язид аль-Раджи — один из самых отчаянных пилотов современных ралли-рейдов. Человек-скорость и человек-авария в одном флаконе из года в год проверяет на прочность автомобили и собственный организм. Саудовец часто едет быстрее всех и также часто сходит с дистанции. Такие спортсмены украшают любое соревнование: будет красиво, если триумфатором «Шелкового пути» станет не самый надежный, а самый быстрый пилот. Кто именно — узнаем 22 июля.
Также читайте
Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах
Квадратный город. Зачем ехать в Сиань прямо сейчас
© 1995–2017 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Дизайнер: Василий Подтынников
Менеджер проекта: Галина Моргун
Главный редактор: Антон Погорельский