back@3x
Совместный проект
На главную
Спорт
Ралли-рейды — это не только спорт. Вот почему
Спортивное ориентирование, полигон для испытаний технических ноу-хау, экологический туризм — все это входит в понятие «ралли-рейды».
Более сорока лет гонщики со всего мира собираются в экстремально диких местах, чтобы погоняться по сотням и тысячам километров бездорожья. Принять такой вызов — честь, а выйти на дистанцию, где экипаж остается один на один с пустыней — подвиг.
Здесь недостаточно быть быстрым или располагать лучшей машиной. В ралли-рейдах правят отвага, умение мгновенно анализировать ситуацию и наперед продумывать каждый следующий шаг. Это больше, чем спорт, — это эксперимент, который участники ставят над собой и своими машинами.
Наедине со стихией
Участники ралли-рейдов преодолевают тысячи километров дистанции — по грунту, руслам пересохших рек, песку, корягам и много чему еще. Здесь настоящее бездорожье.
Маршрут ралли-рейда составляют перегоны, где нужно ехать по дорогам общего пользования с соблюдением правил дорожного движения, и спецучастки — хронометрируемые отрезки бездорожья. Чтобы выиграть гонку, необходимо быстрее всех пройти спецучастки и уложиться в предписанные нормативы на перегонах. За нарушение ПДД на обычных дорогах полагаются суровые штрафы.
Трассы спецучастков — это открытые просторы и самые коварные места отдаленных уголков планеты. Ключевой момент: пески и дюны, преимущество в которых полностью зависит от мастерства пилота и его навыков ориентирования.
Сражения в пустынях — давняя традиция ралли-рейдов, зародившаяся в семидесятых годах прошлого века, когда состоялись первые состязания в африканской Сахаре. Изюминка «Шелкового пути» — разнообразие ландшафтов и тотальное бездорожье.
Но даже предельной концентрации, надежной машины и выдающейся физподготовки для успеха в длительном марафоне мало. Здесь необходим опыт и понимание ситуации. Именно это стоило победы многократному чемпиону мира по ралли Себастьену Лёбу на «Шелковом пути» в прошлом году.
Маршрут одного из этапов проходил по высохшему устью реки, усыпанному камнями. Себастьен Лёб и его штурман Даниэль Элена решили выехать на берег, где песок более ровный, а камней меньше. В какой-то момент экипаж не заметил стекавший когда-то поперек реки ручей, на месте которого образовалась промоина. В итоге Peugeot Лёба и Элены перевернулся, гонщик получил травму запястья и снялся с дистанции.
Победу же одержал другой экипаж французской марки — Сирил Депре и Давид Кастера. «По опыту мотогонок я знаю, что не стоит ехать на берег высохшей реки, — сказал тогда Депре. — Да, в самой реке куча камней, но ты едешь медленно и не сможешь на что-то налететь со всей скорости. От берега нужно держаться подальше».
Жесткое испытание машины и человека
В каждый из дней марафона пилоты проезжают по нескольку сотен километров — это многочасовая гонка в условиях постоянной тряски и гигантской нагрузки на мышцы плеч и спины. Даже для того, чтобы проехать один этап, необходима серьезная спортивная подготовка. На дистанции недельного ралли-рейда требуется умение распределить ресурс организма до самого финиша.
Сколько бы мастерства ни требовалось на дистанции от гонщика, не менее важную роль играет штурман. Спортсмены отправляются в гонку, имея на руках лишь «дорожную книгу» — подготовленный организаторами квест, по подсказкам которого участники должны самостоятельно найти дорогу до финиша.
Несмотря на физическую усталость, экипаж должен оставаться абсолютно сосредоточенным в каждый момент гонки. Пилот и штурман ежеминутно решают головоломки от составителей маршрута. Одна-единственная ошибка в навигации может стоить нескольких часов и лишить всяких шансов побороться за победу.
На спецучастках гонщикам и штурманам запрещена помощь со стороны — с любыми проблемами экипажи справляются самостоятельно либо силами своих товарищей по команде. Это значит, что в любой момент штурман и пилот должны быть готовы заменить 50-килограммовое колесо под палящим солнцем посреди пустыни.
В случае поломки чинить автомобиль придется самим, и умение быстро вернуть машину в гонку зачастую становится вопросом победы. Именно так «Синяя армада», три экипажа российского коллектива «КАМАЗ-мастер», завоевала победу на «Дакаре» в январе 2018 года.
На последних этапах гонки в категории грузовиков сошлись экипажи Эдуарда Николаева и Федерико Виллагры на Iveco. Аргентинец и россиянин боролись за победу в ралли-рейде. В районе Сан-Хуана за два этапа до финиша на грузовике Николаева возникли технические неполадки. К нему приехали товарищи по команде, Айрат Мардеев и Дмитрий Сотников, и помогли «реанимировать» грузовик.
Виллагра успел оторваться на 30 минут, но вскоре встал сам, а на следующем этапе сошел из-за поломки сцепления. Федерико не дождался помощи от напарников: у него просто не было такой могучей поддержки, как у огромной команды «КАМАЗ-мастер».
Глобальный испытательный полигон
Доскональное знание своей техники — еще один навык, который требуется в ралли-рейдах. Каждая команда постоянно дорабатывает автомобили, стремясь добиться технического преимущества. Это позволяет дать толчок технологиям, применяющимся в дорожных машинах, и протестировать экспериментальные наработки.
Например, на недавнем ралли Казахстана победу одержал грузовик команды «КАМАЗ-мастер» с газодизельным двигателем, топливо для которого предоставлял «Газпром». Постепенно в ралли-рейды приходят и электромобили, создатели которых добиваются все большего ресурса заряда батарей.
Автопроизводители понимают: недельный марафон по бездорожью — идеальная площадка для испытания техники. Команды экспериментируют во всем: на грузовиках Iveco появляется капотная кабина, немцы из X-raid покупают багги американской фирмы Jefferey’s и дорабатывают его с помощью деталей от Mini, китайцы из Great Wall конструируют прототип с узлами, которых нет на серийных машинах. Со временем наиболее удачные решения «мигрируют» из гонок в «гражданское» автомобилестроение.
Передвижной лагерь скорости
На всем протяжении ралли-рейда домом для участников становится бивуак. Там спортсменов встречают механики и целый палаточный городок, включающий в себя бригаду медиков и спасателей. Поблизости работает пресс-центр на сотню журналистов со всего мира. Чтобы провести такую гонку, требуется слаженная работа тысячи человек — организаторов марафона.
Главным приоритетом дирекции гонки традиционно остается безопасность участников, поэтому особое внимание уделяется работе постоянной бригады врачей на бивуаке и связям с местными службами на случай экстренных ситуаций. Подготовка такой инфраструктуры требует долгих месяцев, а работа над ралли-рейдом следующего года стартует одновременно с финишем предыдущего.
Ралли-рейд начинается с разведки. Группа прокладчиков маршрута выезжает в пустыню и лично проезжает все возможные варианты будущей трассы. Трасса должна проходить в открытых пространствах, но при этом достаточно близко к крупным городам. Это необходимо для того, чтобы с помощью авиации обеспечить экстренную эвакуацию на случай серьезной аварии.
Гонка должна бросать вызов спортсменам и быть достаточно сложной, при этом гонщики должны быть уверены, что трасса для них безопасна. Разработать дистанцию с взаимоисключающими требованиями — нетривиальная задача. «Шелковый путь» справляется.
Прежде чем утвердить маршрут, организаторам необходимо собрать воедино все локальные государственные службы стран, которые участвуют в гонке. Всевозможные пожарные, аналоги МЧС, экологический надзор и десятки других ведомств обязаны удостовериться, что маршрут будущей гонки не повредит ни участникам, ни местным жителям, ни природе выбранного региона.
Чтобы понять уровень организации гонки, достаточно посмотреть на слаженность работы бивуака, первыми на который приезжают строители. Палатка медиков, судейская комната, помещения службы по работе с участниками и столовая, а также электричество и вода должны появиться здесь прежде, чем первый пилот закончит этап.
Разворачивающийся каждый день заново пресс-центр вмещает в себя около сотни постоянно аккредитованных журналистов и десятки местных репортеров. Большинство из них в буквальном смысле следуют за гонкой — в основном автомобили прессы едут по сервисному маршруту и дорогам общего пользования.
Журналистам организаторы предоставляют внедорожники Toyota — это официальный автомобиль ралли-рейда «Шелковый путь». Благодаря укрепленной подвеске и обязательному каркасу безопасности автомобили становятся такими же выносливыми и прочными, как машины участников гонки.
На отдельных точках они могут подъехать вплотную к трассе. В такие моменты у фотографов появляется возможность сделать яркие кадры — потом эти снимки публикуют информагентства по всему миру.
Протяженный ралли-марафон — уникальный вызов для любого спортсмена. Но в первую очередь это приключение, гигантский марш-бросок единомышленников, объединенных страстью к путешествиям. И эта погоня за адреналином продолжится в июле, когда в Астрахани стартует восьмой по счету «Шелковый путь».
Также читайте
Озера в пустыне и точка в нигде. Это планета, которую мы не видели
Сделать так же, но дешевле. Как работает импортозамещение в Китае
© 1995–2018 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Арт-директор: Полина Молчанова
Менеджер проекта: Юлия Чеботарь