back@3xlogo-big
Совместный проект
На главную
Бизнес
В деревню, в глушь, на самолете. Как помогают отстающим регионам в Китае
В конце прошлого года в Китае открылся аэропорт стоимостью $230 млн. Все бы ничего, но аэропорт расположен в Мэндинчжэне — маленьком городке на юго-западной окраине страны. Новый аэровокзал принимает три рейса в неделю. И это прогресс
Мэндинчжэнь находится в Цанъюань-Васком автономном уезде китайской провинции Юньнань. Здесь обитает народ под названием ва. Когда-то у ва было отдельное государство, но сейчас эта территория входит в состав Китая. Во всем автономном уезде живет 150 тыс. человек — это крайне мало по китайским меркам.
Регион расположен на задворках страны и труднодоступен для путешественников. Чтобы добраться из Мэндинчжэня в столицу провинции, многомиллионный мегаполис Куньмин, нужно девять часов ехать на автобусе. Проще посетить соседнюю Мьянму, где живут другие представители народа ва. С запуском аэропорта дорога до Куньмина сократилась до одного перелета продолжительностью 45 минут.
53 аэропорта за пять лет
Согласно обычным бизнес-стандартам аэропорт Мэндинчжэня следует назвать маловостребованным. Строго говоря, в строительстве местного аэропорта вообще не было необходимости: сейчас слабонаселенный Цанъюань-Ваский автономный уезд не привлекает туристов, а местные жители привыкли обходиться наземным транспортом. Но Китай не был бы Китаем, если бы позволял периферийным территориям отставать в развитии.
Смысл всего начинания заключается в создании особой экономической зоны на границе с Мьянмой. Долгосрочный проект призван привлечь в провинцию инвесторов и туристов — последних должны заинтересовать ротанговые хижины и аутентичные обряды народа ва. В главном городе автономного уезда уже построены роскошные гостиницы, которые ждут первых постояльцев: здесь нацелены и на внутренний, и на внешний туризм.
Возведение аэровокзала в Мэндинчжэне стало частью масштабной программы по развитию транспортной доступности в Китайской Народной Республике. В рамках этой программы китайское правительство намерено соорудить 53 новых аэропорта по всей стране к 2020 году. В 2015-м в Китае насчитывалось 207 аэропортов, пять лет спустя станет 260. В списке фигурирует и второй аэропорт в Пекине за $11 млрд, и десятки современных терминалов в отдаленных регионах страны.
Инфраструктура этих сооружений очевидно избыточна и не покрывает стоимость содержания. По оценкам Wall Street Journal, в 2016 году китайское правительство потратило $191 млн на субсидии региональным аэровокзалам. Здесь играют вдолгую: деньги, потраченные сейчас, откроют новые возможности для целых провинций. А значит, дотационные регионы получат шанс выйти в прибыль и улучшить качество жизни для всего местного населения.
Железная дорога в облака
Пожалуй, еще более амбициозный проект — это Цинхай-Тибетская железная дорога, большая часть которой пролегает на высоте 4 тыс. км над уровнем моря. Уникальная железная дорога в прямом смысле уходит за облака: начинаясь в равнинной части Китая, пути поднимаются все выше и выше в Тибет. Там они достигают подножья Гималаев — самой высокой горной цепи на планете.
Много веков Тибет был отрезан от остального мира горной грядой с непроходимыми перевалами. Соединить этот регион с «обычным» Китаем — все равно что проложить новую Транссибирскую магистраль. В отличие от Транссиба эта дорога проходит по время от времени оттаивающей вечной мерзлоте. Зимой почва промерзает насквозь, а летом превращается в болотистую жижу — худшее сочетание для прокладки рельсов.
Найденное решение оказалось необычным и элегантным: китайцы просто заморозили участок почвы, где проложены рельсы. Вдоль железной дороги идут трубки с жидким азотом, а сама земля накрыта пластинами, которые защищают почву от избыточного нагрева. В результате основание под рельсами всегда остается твердым — и поезда ходят без перебоев каждый день.
Едва ли не более сложная задача — защитить пассажиров, которые будут ехать по сверхскоростной магистрали в разреженном воздухе. Для поддержания комфортного давления и температуры воздуха в Китае создали полностью герметичные вагоны. Пассажиры Цинхай-Тибетской железной дороги могут почувствовать себя космонавтами или членами экипажа подводной лодки: перед отправлением все двери в вагоны наглухо задраиваются, а внутренним микроклиматом начинает управлять электроника. За окном при этом остается верхний слой тропосферы и безлюдное нагорье.
Сейчас Цинхай-Тибетская железная дорога — это самая высокогорная и самая технологичная железная дорога на планете. Благодаря этому проекту 3 млн тибетцев могут доехать до столицы Китая Пекина всего за 48 часов — на скорости 120 км/ч.
Китайский Алтай
Алтай — это не только российский, но и китайский регион. Округ с таким названием расположен на крайнем северо-западе КНР: там, где страна граничит с Монголией и Казахстаном. В окружной столице, которая также называется Алтай, живет 170 тыс. человек. «Пока 170», любят прибавлять китайцы. Прямо сейчас Алтай стал одним из центров развития Синьцзян-Уйгурского автономного района — огромной области, которая многие годы оставалась на периферии китайского развития.
В переводе с китайского «Синьцзян» означает «дальний рубеж». Регион получил такое название в XVIII веке — после того, как эта местность вошла в состав Китая. С тех пор прошло 250 лет, но даже в начале XXI века и Алтай, и практически весь Синьцзян-Уйгурский автономной район занимались тем же, что и раньше: выращивали арбузы и виноград, разводили овец, собирали хлопок и пшеницу. Бурное развитие экономического потенциала в регионе начинается только сейчас.
Первыми растут города. На юге муниципалитета Алтай возводится целый район, новостройки в котором заселят приезжие из других областей Китая, а также местные жители. Специалистов привлекают в Алтай высокими зарплатами, благоприятными условиями труда и социальными льготами. Площадь Алтая уже выросла с 10 до 16 кв. км — и это не предел для нового центра местной промышленности.
По соседству набирает обороты Бэйтунь — бывший гарнизон для китайских солдат. К 2030 году ветшающий военный городок превратится в город будущего, где каждая деталь будет продумана до мелочей. Генеральный план учитывает любую потребность растущей агломерации — от парков и скверов для горожан до тщательно просчитанной логистической инфраструктуры для будущих производств.
Возведение недвижимости и заселение пустынных районов идет бок о бок с развитием промышленности. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе уже развито кожевенное дело и производство ковров, также здесь добывают нефть. В скором времени к этим отраслям добавится изготовление стройматериалов, химикатов и автомобилей. Параллельно по всему региону выросло несколько металлургических кластеров, где производят разные виды металлических сплавов.
Шанс для моногородов России
Вовлечение Тибета, Внутренней Монголии, Алтая и других приграничных областей в повседневную жизнь Китая — это работающий пример для подражания. Новые аэропорты и железнодорожные вокзалы не только объединяют разрозненные регионы в одну большую страну, но и дают мощный стимул всем отраслям экономики. Даже простое строительство инфраструктурных объектов приводит к загрузке заводов по производству бетона, цемента, металлоконструкций и, конечно, поездов и самолетов. Дальнейшее развитие территорий создает условия для появления новых фабрик и точек роста.
В России достаточно удаленных регионов, которым нужна государственная поддержка, — от Сахалина и Камчатки до островов на Крайнем Севере и полузаброшенных поселков на Урале и в Сибири. В этих регионах особенно много моногородов, ветшающих после закрытия градообразующего предприятия. Китайский подход способен оживить такие населенные пункты. Стоит построить или возродить аэропорт — и город станет намного привлекательнее для туристов, ищущих утраченное наследие советской индустриализации.
Если Россия действительно попробует связать отдаленные города и поселки с Большой землей, то на месте вымирающих регионов окажутся территории опережающего развития. И тогда Кызыл, Ишим, Апатиты и многие другие города перейдут из разряда дотационных в разряд перспективных. Ровно так, как это происходит в Китае.
Также читайте
Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах
Квадратный город. Зачем ехать в Сиань прямо сейчас
© 1995–2017 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Дизайнер: Василий Подтынников
Менеджер проекта: Галина Моргун
Главный редактор: Антон Погорельский