back@3xlogo-big
Совместный проект
На главную
Спорт
Песок, тряска, усталость, счастье. Что такое ралли-рейды
Пошел пятисотый километр дистанции, на зубах скрипит песок, машину подбрасывает на ухабах, а впереди еще несколько часов изматывающей гонки. Это ралли-рейд — предельно изнурительный, но сильно затягивающий вид спорта. Ралли-рейды становятся модными и популярными прямо сейчас. Рассказываем, что нужно знать о самом актуальном виде спорта завтрашнего дня.
Назовите вид спорта, в котором соревнования проходят в самых глухих уголках нашей планеты. Даже не в деревнях, а там, где вообще не живут люди: среди скал, в пустыне, в джунглях. Засеките хотя бы пять минут.
Подумали?
Нет такого спорта — ответят болельщики со стажем. И ошибутся. Этот вид спорта называется ралли-рейд.
На всех парах в неизвестность
«Хороший гонщик должен быть тупым и решительным». Такая присказка бытует среди профессиональных участников ралли-рейдов — гонщиков, за плечами которых не один сезон в заездах по бездорожью.
При всей своей карикатурности в этой фразе заключен мощный смысл: без природной храбрости и умения отключать голову здесь не победить. Ралли-рейды — предельно опасный, но безмерно увлекательный мир. Суть гонки сводится к тому, чтобы доехать из точки А в точку Б за наименьший промежуток времени. При этом пункт назначения может отстоять от места старта на 400 или все 800 км, проехать которые необходимо за один день.
Зачетная дистанция называется спецучастком, путь от места ночевки до старта спецучастка — перегоном. Время замеряется только на спецучастке: побеждает тот, кто проедет эту дистанцию быстрее других.
Ехать нужно по заранее проложенному маршруту: обычно он включает в себя самые интересные и живописные места между стартом и финишем. Сходить с маршрута нежелательно: на всем пути организаторы расставляют так называемые контрольные точки, которые нужно «взять».
Подвох в том, что этих контрольных точек не существует в действительности. Каждый промежуточный финиш — это всего лишь координаты, которые надо проехать для соблюдения маршрута. Лучше всего этот феномен описывает словосочетание «точка в нигде»: точка вроде и есть, но видит и считывает ее только специальный прибор — GPS-навигатор, установленный в машине. За пропуск контрольной точки начисляются штрафные минуты. В чем-то ралли-рейды сродни спортивному ориентированию — важно не только приехать первым, но и сделать это по всем правилам.
Ехать можно на машине, мотоцикле, квадроцикле, багги или грузовике. Для каждого транспортного средства существует отдельный класс — от тяжелых тягачей до почти невесомых мотоциклов, пилоты которых в одиночку преодолевают колоссальные расстояния по бездорожью.
Зачем все это нужно
Описать феномен ралли-рейдов практически невозможно. Удовольствие от многочасовых поездок по незнакомой местности можно только почувствовать. Ралли-рейды пробуждают в человеке забытую страсть к приключениям и путешествиям с определенной целью. Если тысячу лет назад авантюристы со всего мира отправлялись в странствия наподобие Великого Шелкового пути, то сейчас их последователи садятся за руль автомобиля и едут на гонку.
Ралли-рейды дарят то же ощущение стихийности и одиночества — только без реальной угрозы замерзнуть, утонуть и оголодать. Каждый вечер гонщики приезжают на бивуак, особый лагерь, где едят и ночуют участники марафона в преддверии следующего гоночного дня. Палатки, спальные мешки, костры — все как сотни лет назад. За исключением того, что современные пилигримы пересекают континенты за рулем внедорожников и квадроциклов.
Где-то на второй-третий день гонки спортсмены входят в особый ритм: завтрак, подготовка автомобиля, выезд на спецучасток, финиш, посиделки на бивуаке, ужин, сон. Находясь внутри этого замкнутого мира, сложно поверить, что где-то на Земле люди живут иначе. Разве есть что-то, кроме этой вечной дороги, друзей-соперников в других машинах и могучей природы, заполняющей весь мир вокруг?
Такое единение с планетой могут подарить разве что пешие походы — но в них не будет того драйва покорителя стихии, который возникает от преодоления бездорожья на мощном автомобиле. Вся история ралли-рейдов — это история о покорении. Сначала машины. Потом стихии. И, наконец, себя — на том этапе, когда успех в гонке зависит только от того, насколько крепкие нервы у человека за рулем.
Любители против профессионалов
Уникальность гонок по бездорожью еще и в том, что принять участие в заезде может буквально любой желающий. Находите машину, подбираете штурмана — и вперед, навстречу неуступчивой природе и километрам зачетной дистанции. Прямо там, где ездили Стефан Петрансель, Сирил Депре и Владимир Чагин — легенды мирового автоспорта — может проехать и начинающий атлет, для которого этот старт оказывается первым в жизни.
В ралли-рейдах любители и профессионалы проезжают одну и ту же дистанцию: если новичок действительно хорош, он может с первой попытки одолеть профессионала на спецучастке. Такое бывало, и не один раз, так что ралли-рейды — это и впрямь непредсказуемый вид спорта.
Самые известные гонки — южноамериканский «Дакар», сенегальская «Африка» и российский «Шелковый путь». Все три гонки проводятся в странах с суровым климатом и живописными дорогами. «Дакар» окрыляет неземными пейзажами Боливии и безжизненной пустыней Атакама. «Африка» проезжает через Западную Сахару, Мавританию и другие страны, куда не ступала нога туриста, — гонка в буквальном смысле петляет у троп сахарских кочевников и огибает минные поля. Наконец, «Шелковый путь» открывает новое измерение в том, что считать российским бездорожьем. Это бездорожье, выкрученное на максимум, — безо всяких компромиссов типа асфальтовых заплат или ямочного ремонта. Только природа, только хардкор.
Как и в любых соревнованиях, в конце гонки вас ждет приз — возвращение в нормальную жизнь. Возвращение, которое ждешь и торопишь каждую секунду участия в ралли-рейде. И возвращение, которое делает жизнь бессмысленной. Потому что лучше гонок могут быть только гонки, в которых еще не участвовал.
Также читайте
Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах
Квадратный город. Зачем ехать в Сиань прямо сейчас
© 1995–2017 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Дизайнер: Василий Подтынников
Менеджер проекта: Галина Моргун
Главный редактор: Антон Погорельский