back@3xlogo-big
Совместный проект
На главную
Культура
От чая до фарфора. Две тысячи лет назад торговля с Китаем изменила мир
Первое средство от насекомых, любовь к ювелирным украшениям, развитие купечества в русских городах и даже падение Римской империи — все это было бы невозможно без феномена под названием Великий Шелковый путь. Две тысячи лет назад обычная дорога навсегда изменила ход истории и привычки целых народов.
«Люди в этой стране высоки и правильно сложены. Они напоминают китайцев, и поэтому страна называется Да-Цинь». Так описывал Римскую империю Гань Ин — китайский эмиссар, который первым рассказал своим соотечественникам о быте и нравах диковинного западного народа.
Задокументированный контакт между Китаем династии Хань и Римской империей произошел в первом веке нашей эры: историки указывают, что визит Гань Ина состоялся в 97 году нашей эры. Этот контакт был бы невозможен без Великого Шелкового пути — уникальной сети дорог, связавших западную и восточную части Евразии. Вся история взаимодействия Европы и Азии началась с того, что люди решили заняться торговлей и отправились в путь...
Нам нужны кони
Лошади ценились в любую эпоху. На кобылах можно вспахать поле, довезти груз, а также отправиться в бой с неприятелем. Именно кони стали причиной возникновения Великого Шелкового пути во втором веке до нашей эры.
История началась с путешествия китайского дипломата Чжан Цяня: эмиссар должен был разведать обстановку к западу от Китая по заданию императора У-Ди. После десятилетних странствий, в ходе которых погибли почти все соратники Чжан Цяня, а сам посол обзавелся женой и детьми, дипломат вернулся домой. Эмиссар познакомил Китай с виноградом, люцерной и среднеазиатскими скакунами. Последние оказались так хороши, что Чжан Цянь рекомендовал императору немедля наладить торговлю с народами Средней Азии. По сравнению с низкорослыми лошадьми китайских пород местные кони отличались высоким ростом и выносливостью — такие жеребцы могли принести много пользы китайской армии.
В обмен Чжан Цянь предложил У-Ди поставлять соседям шелк. Оказалось, что в степных районах Средней Азии не умели производить такую ткань. Между тем шелк можно назвать первым человеческим средством от насекомых: считалось, что ношение шелкового белья защищает от вшей. В то время вши были серьезной проблемой, а потому шелковая одежда быстро стала серьезной ценностью.
Так появилась северная ветка Великого Шелкового пути. В 121 году до нашей эры из Китая отправился первый караван из десятков верблюдов. Животных нагрузили шелком и зеркалами, после чего послали в Ферганскую долину. Там купцам предстояло обменять китайские товары на коней, вино и фрукты.
Язык до Рима доведет
В первом веке нашей эры торговая зона сместилась на юг: с территории современного Казахстана Великий Шелковый путь переместился туда, где сейчас находятся Кыргызстан и Таджикистан. Через эти земли китайские купцы следовали в Парфию, а уже оттуда попадали в Древний Рим — цитадель европейской цивилизации и, пожалуй, единственную державу, которая могла сравниться с Китайской империей по размерам и уровню развития.
Римляне познакомились с китайскими товарами даже раньше, чем с самими китайцами: странники-перекупщики привозили на Апеннины шелк, чай, фарфор и ювелирные украшения. Римская знать оценила китайскую роскошь. Восточные драгоценности стали любимыми безделушками патрициев, а продавцы шелка нашли огромный рынок сбыта — Европа еще не знала такого материала.
Согласно одному из преданий, римляне потратили так много денег на предметы роскоши из Китая, что в какой-то момент в казне просто не осталось серебра для расплаты с воинством, охранявшим город.
Якобы возмущенные солдаты отказались воевать без оплаты — и Рим пал. Неизвестно, насколько эта легенда соответствует действительности.
Нация проводников
Сами китайцы оказывались в Риме крайне редко. По преданию, первым императором, который вживую увидел китайца, был Октавиан Август. Монарха поразил непривычный внешний вид пришельцев, а путешественники заявили, что провели в дороге четыре года. В большей части случаев Великий Шелковый путь преодолевали только товары — шелк, фарфор и чай. Сопровождением этих товаров занимались разные люди, сменявшие друг друга на длинном и полном опасностей пути через всю Евразию.
Основными проводниками оказались согды — нация, считающаяся прародителем узбеков и таджиков. Согдийский язык служил универсальным средством общения для китайцев, римлян и прочих народов, которые участвовали в становлении Великого Шелкового пути на заре первого тысячелетия. Страна согдов, Согдиана, располагалась между Амударьей и Сырдарьей — ровно посередине между Китаем и Европой.
С началом арабских завоеваний согдов оттеснили на восток, а оживленный маршрут Великого Шелкового пути оказался нарушен. На землях современного Ирана и Туркменистана расположился Арабский халифат, заблокировавший торговлю между западом и востоком. В этот момент Великий Шелковый путь повернул на север.
Русские города на пути торговцев
Обойти враждебные земли Арабского халифата можно было только одним способом — через северное побережье Каспийского моря. Сейчас эти территории известны как Астраханская и Оренбургская области. В первом тысячелетии нашей эры здесь уже появились первые русские города: приход Великого Шелкового пути позволил им получить доступ к богатствам сразу двух империй — Византийской на западе и Китайской на востоке.
На какое-то время хазары, русичи и варяги заняли место согдов — то есть превратились в проводников, обеспечивших мирную торговлю между востоком и западом. Так в России прижился чай. Этот напиток считался менее ценным товаром, чем шелк или фарфор, а потому купцы не жалели чая для всевозможных даров и контрибуций в адрес русских князей и бояр. Подарок оценили по достоинству: со временем чай стал привычным атрибутом русского быта — словно дело происходит не на Русской равнине, а в самом Китае.
На протяжении полутора тысяч лет Великий Шелковый путь связывал народы, знакомил мир с научными открытиями и менял судьбы целых стран. Результаты этой «работы» видны до сих пор: бумага из Китая распространилась по всему миру, Европа все так же любит и ценит шелк, а Китай все сильнее проникается страстью к хорошему европейскому вину. Время изменилось, но стремление поменяться благами с соседом никуда не делось. Все дороги по-прежнему ведут в Рим. И в Пекин.
Также читайте
Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах
Квадратный город. Зачем ехать в Сиань прямо сейчас
© 1995–2017 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Дизайнер: Василий Подтынников
Менеджер проекта: Галина Моргун
Главный редактор: Антон Погорельский