back@3xlogo-big
Совместный проект
На главную
Спорт
Победы, о которых не знают. Как россияне стали лучшими в ралли-рейдах
Фигурное катание, хоккей, теннис — вот, пожалуй, и весь список спортивных соревнований, где победы россиян широко известны. Между тем есть спортивная дисциплина, где наши соотечественники выступают еще более успешно, чем фигуристы или хоккеисты. Это международные ралли-рейды
Ездить на полной скорости по бездорожью — это в России умеют. Неудивительно, что самыми успешными спортсменами в ралли-рейдах стали именно россияне. Здесь нужна полная концентрация, железные нервы и звериная выносливость: для победы в ралли-рейде все качества должны сойтись воедино. У России есть сразу несколько таких спортсменов.
КАМАЗы впереди всех
Пожалуй, самый известный российский автобренд наводит ужас на соперников последние 20 лет. С конца 90-х годов команда «КАМАЗ-мастер» регулярно побеждает в грузовом зачете ралли-рейда «Дакар» — самого престижного соревнования в мире гонок по бездорожью.
История началась с почти серийной техники, на которой отчаянные люди из Набережных Челнов пытались пересечь пустыню Сахара. Затея предсказуемо провалилась, однако настойчивые люди из Татарстана пробовали вновь и вновь. Упорство принесло результат: в 1996 году Виктор Московских на КАМАЗе выиграл первый «Дакар» для российских спортсменов. И понеслось.
Четыре года спустя первую победу одержал Владимир Чагин — улыбчивый механик челнинской команды, который может самостоятельно перебрать весь грузовик. Из механика в чемпионы — слишком красиво, чтобы быть правдой. Несмотря на кажущуюся невероятность, Владимир Чагин действительно выиграл самый известный марафон в мире ралли-рейдов семь раз. Больше, чем любой другой пилот грузового зачета.
Вместе с Чагиным победы праздновали и другие пилоты КАМАЗа: Фирдаус Кабиров, Ильгизар Мардеев и более молодое поколение, которое выступает в гонках прямо сейчас. Нынешние пилоты «КАМАЗ-мастера» выигрывают по очереди — даже не скажешь, кто из текущих гонщиков команды быстрее других. Отчасти в этом есть сила бренда, который научился строить лучшие гоночные грузовики на планете. Но есть здесь и еще какой-то секрет. Возможно, он заключается в том, что в России просто хорошо ездят по бездорожью. Условия жизни обязывают.
Тихая дорога к победе
В 2017 году 25-летний екатеринбуржец Сергей Карякин получил звание мастера спорта. Перед этим Карякин выиграл одну-единственную международную гонку — «Дакар». Десять тысяч километров по пустыням, горам и степям — один в седле квадроцикла. Для того чтобы одержать победу в одиночку, необходимо нечто большее, чем умение быстро ездить. Здесь нужны отчаянная храбрость и точный расчет.
Сергей Карякин выступает в ралли-рейдах с 2014 года. Екатеринбуржец начинал как простой любитель, который гоняется в свободное от работы время. Строго говоря, таким любителем Сергей остается и сейчас. Карякин не получает зарплату за свои выступления в ралли-рейдах, а на подготовку техники к стартам часто тратит собственные средства. Скромные призовые, который причитаются победителю, уходят на запчасти, топливо и дорогу из России в Южную Америку, где проходит «Дакар».
В отличие от «КАМАЗ-мастера», Карякина почти не знают в России. Между тем достижение Сергея едва ли не важнее триумфов КАМАЗа: в отличие от челнинского коллектива квадроциклист всю гонку проводит один на один со стихией.
Гонщик, конструктор, менеджер
Помимо культовых гонок вроде «Дакара» и «Шелкового пути», у ралли-рейдов есть и собственный кубок мира: полноценный чемпионат, который проводится каждый год в разных уголках мира. В 2006 году победителем кубка мира стал Сергей Шмаков. В 2010-м и 2011-м международное первенство выигрывал Леонид Новицкий.
Еще одна важная фигура — Борис Гадасин, человек-легенда в мире ралли-рейдов. Борис не просто ездит за рулем автомобиля. Гадасин — тот человек, кто может от и до построить этот автомобиль. А потом создать целую команду, чтобы продавать машины собственной конструкции другим пилотам. В этом есть что-то исконно российское: контролировать процесс от начала до конца, не признавать компромиссов в виде чужой техники, регулярно изобретать велосипед. И при этом выигрывать.
На счету Гадасина — спортпрототипы G-Force, участвовавшие в кубке мира по ралли-рейдам. Сейчас Борис возглавляет разработку новой машины для ралли-рейдов, причем задача стала еще более амбициозной, чем прежде. Теперь Гадасин нацелился использовать детали исключительно от российских поставщиков. Получится или нет, станет понятно на «Шелковом пути» — 2017: в этой гонке новое творение Бориса может впервые выйти на старт в столь серьезном соревновании.
Есть в автомобильном зачете ралли-рейдов и еще один экипаж-чемпион из России. Это дуэт Владимира Васильева и Константина Жильцова — гонщика и штурмана, которые смогли выиграть международный кубок в 2014 году и нацелены на вторую победу в 2017-м. Прямо сейчас Васильев и Жильцов входят в топ-5 сильнейших экипажей на планете.
Пожалуй, единственная категория ралли-рейдов, в которой у России еще нет своего чемпиона, — это мотоциклы. А значит, российским гонщикам есть к чему стремиться.
Также читайте
Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах
Квадратный город. Зачем ехать в Сиань прямо сейчас
© 1995–2017 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Дизайнер: Василий Подтынников
Менеджер проекта: Галина Моргун
Главный редактор: Антон Погорельский