back@3x
Совместный проект
На главную
Природа
Мусора слишком много. Что с этим делать и что придумали китайцы
Пока одни страны жалуются на нехватку места под свалки и избыток мусора, Китай начал экспортировать отходы из других стран. Страна научилась зарабатывать на утилизации и превратила статус «мировой свалки» из недостатка в источник денег. Сейчас обороты мусорной отрасли КНР исчисляются миллиардами долларов.
С развитием цивилизации растет уровень потребления. Вместе с ним неизбежно увеличивается количество мусора и выбросов, негативно сказывающихся на окружающей среде. Ведущие умы считают проблемы экологии главным вызовом, который стоит перед человечеством прямо сейчас. Неконтролируемые выбросы веществ угрожают биоразнообразию планеты и стабильности климата.
Проблему выбросов отчасти решают международные соглашения о защите климата, однако человечество по-прежнему производит слишком много мусора. В каждой стране этот вопрос решают по-своему.
Как ни странно, передовой опыт собран в Китае. Всего 15 лет назад КНР воспринимали как безответственную страну, которая ежедневно производит сотни тонн опасных отходов. Китай извлек урок: теперь вопросом экологии занимаются на государственном уровне, а частный бизнес больше не сбрасывает неочищенные отходы в реки и озера. Отходы теперь продают.
Как заработать на мусоре
На территории Китая проживает почти полтора миллиарда человек. Страну можно назвать промышленным сердцем планеты: КНР производит товары общего потребления и электронику для всего мира.
До второй половины XX века в Китае не возникало проблем со свалками: бережливые китайцы находили способы повторно использовать вещи, исчерпавшие ресурс.
Экономический бум, повальная урбанизация и расцвет торговых центров спровоцировали шквальный поток мусора. По всей стране начали появляться стихийные свалки. Попытки привить местным жителям привычку сортировать мусор успехом не увенчались — на первых порах верх взяли привычки старого образца.
В стремлении решить проблему правительство страны инвестировало десятки миллионов долларов в создание центров переработки и сортировки мусора. Муниципальные службы сами занялись разбором нелегальных свалок и сортировкой отходов, отправляя подходящее сырье на переработку.
Параллельно в крупных городах начали действовать частные фирмы по сбору мусора. Каждая из них специализировалась на собственном виде отходов — пластик, стекло, бумага или что-то еще. Это не просто решило проблему мусора в городах: благодаря таким фирмам мусор начал поступать в центры переработки в отсортированном виде.
Но главное — частные фирмы смогли на этом заработать. Китайцы не были бы китайцами, если бы не нашли способ сколотить состояние даже на отбросах. Тысячи старьевщиков по всей стране договаривалиcь со своими знакомыми, чтобы те приносили им пригодный для утилизации мусор. Старьевщики сортировали хлам и продавали каждую партию отдельному перекупщику. Те, в свою очередь, сбывали товар мусороперерабатывающим заводам, готовым платить за регулярное поступление материалов.
Так в Китае выстроили пирамиду, в которой участвовал абсолютно каждый житель страны. Ключевая позиция связующего звена досталась старьевщикам, которые превратились сначала в мелких, а затем и в средних бизнесменов с собственной предпринимательской стратегией и развитыми рынками сбыта. Так в Китае сформировалась полноценная индустрия утилизации и переработки мусора. Одно время страна даже импортировала отходы, чтобы загрузить собственные мощности по переработке мусора.
В настоящий момент количество сжигаемых отходов в КНР составляет всего 30%. Остальное тем или иным способом используется повторно. Вместе с этим правительство внимательно следит за производственными процессами, которые позволяют сократить количество выбросов на заводах за счет оптимизации логистики используемых материалов. И здесь выясняется, что при правильном подходе решением может стать пластик.
Пластик выгоднее стекла
Один из главных принципов регуляции мусора — своевременная переработка и утилизация, а затем сортировка пригодного для повторного использования сырья. Наиболее удобным для этого материалом оказался полимерный пластик.
Во-первых, он дешевле другого материала со 100%-ным потенциалом переработки — стекла. Во-вторых, производство пластика меньше влияет на окружающую среду: при изготовлении он требует меньших затрат электроэнергии и воды. Удельный объем выбросов при производстве полимерного пластика в три с половиной раза ниже, чем у стекла.
Применение пластика также позволяет выиграть в неочевидной области потребления топлива. Дело в том, что этот материал банально мало весит. За счет низкой массы он позволяет снизить расход горючего при транспортировке тары.
К примеру, перевозка 14 000 литров воды в пластиковых бутылках из Ессентуков в Москву потребляет на 355 литров меньше дизеля, чем транспортировка такого же объема воды в стеклянной таре. За счет меньшего объема сожженного топлива выбросы в атмосферу снижаются на 60%.
Естественно, пластик может нанести вред окружающей среде, если его неправильно утилизировать и безответственно подходить к раздельному сбору мусора. В этом месте планете потребуется опыт Китая.
Что в России
В последние годы в России действует программа «Разделяй правильно». Она стимулирует осознанное потребление и раздельный сбор коммунальных отходов для последующей утилизации. Проект курирует госструктура — Министерство природных ресурсов и экологии.
Организаторы ралли-рейда «Шелковый путь», который дважды приезжал в Китай, решили продемонстрировать, как должен работать такой проект. Помочь вызвалась компания «Сибур», ранее поддержавшая несколько инициатив по раздельному сбору и переработке мусора.
Ежедневно бивуак ралли-рейда посещают тысячи человек — участники, журналисты, гости команд и болельщики собираются по вечерам в палаточном лагере. На следующий день марафон отправляется на очередной этап, а оргкомитет «Шелкового пути» вместе с еще одним партнером проекта, компанией «Экотехнологии», сворачивает лагерь и увозит разделенный мусор в специальных контейнерах.
Отходы отправляются на переработку. Через несколько недель бывший мусор превратится в ценный ресурс, из которого сделают новые товары — спортивный инвентарь, упаковку и многое другое.
«Во время гонки мы становимся примером для всего мира, поэтому раздельный сбор мусора — отличная инициатива», — уверен гонщик команды X-Raid и двукратный победитель «Дакара» Хуан Рома. «Если нам удастся распространить эту идею на всю планету, будет здорово», — согласился советник «Шелкового пути» и бывший участник ралли-рейдов Люк Альфан.
Но дело не только в экологии. Переработка отходов может быть эффективным бизнесом. В среднем на каждого жителя России приходится до 300 кг мусора в год. Лишь 5% отходов подвергаются вторичной переработке. Остальную часть вывозят на полигоны для захоронения. Это сказывается на экологии и не дает стране извлекать прибыль из ценного актива.
За последние годы «Шелковый путь» стал связующим звеном между Китаем и Россией. Случай с мусором — особенный. Здесь передаются не просто отдельные решения. Вместе с участниками ралли-рейда из Китая в Россию приехало особое отношение и подлинная внимательность к окружающей среде.
Также читайте
Озера в пустыне и точка в нигде. Это планета, которую мы не видели
Сделать так же, но дешевле. Как работает импортозамещение в Китае
© 1995–2018 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Арт-директор: Полина Молчанова
Менеджер проекта: Юлия Чеботарь