back@3xlogo-big
Совместный проект
На главную
Спорт
Место, где все равны. Что такое раллийный бивуак
Ралли-рейдовый бивуак — это странный гибрид оазиса в пустыне и столовой в пионерлагере. Здесь можно одолжить у соперника карданный вал, запасное колесо или аптечку, выпить вина вместе с представителем королевской семьи или записаться на массаж. Бивуак — то самое место, где кипит жизнь в перерыве между зачетными спецучастками ралли-рейдов.
Небритый мужчина загородил мне путь к напиткам. Пытаюсь обойти его и слева, и справа, но человек не спешит: он тщательно изучает разные варианты, но в итоге все равно берет воду. Только после того как мужчина отходит от шведского стола с подносом еды, я вижу: это Нассер Аль-Аттия, двукратный победитель «Дакара», призер Олимпийских игр и один из наследников королевской семьи Катара.
Отойдя от раздаточных столов, потомок монархов и генерал катарской армии спокойно садится на деревянную скамью и вступает в разговор с другими небритыми мужчинами. В этом вся суть ралли-рейдов: на две недели в году между участниками стираются различия. До старта они могли быть аристократами, миллионерами или обычными автомеханиками. Сейчас — это члены одной команды, которые каждый день страхуют друг друга и вместе преодолевают пустыню и бездорожье. А на бивуаке они могут отдохнуть и собраться с силами.
Передвижной цирк без шатра
Снаружи ралли-рейдовый бивуак кажется не слишком спокойным и дружелюбным местом. Грузовики, палатки, снующие туда-сюда телевизионные бригады, массажисты и мотоциклисты хаотично перемещаются по небольшому пятачку земли где-то вдали от цивилизации. Снаружи — охрана: попасть на бивуак могут только участники гонки и пресса. Болельщикам и случайным прохожим вход воспрещен.
Традиция огораживаться пошла из Африки, где в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века проводился культовый ралли-рейд «Париж — Дакар». Этот марафон проходил по диким местам Западной Сахары, где местные кочевые племена легко могли устроить набег на обеспеченных европейцев, рискнувших покорить африканские пески. В тот момент охрана требовалась для настоящей защиты пилотов: над гонщиками висела реальная угроза похищения.
В наши дни ралли-рейды проводятся в намного более благополучных местах. Трансконтинентальный марафон «Шелковый путь» стартует в Москве, пересекает Урал и оказывается в Казахстане, откуда попадает в западные регионы Китая. Здесь любят ралли-рейды — местные жители ждут участников для того, чтобы вместе сфотографироваться, похлопать по плечу и попросить автограф. Теперь пилотов охраняют от не в меру активных фанатов, которые будут рады провести с любимым гонщиком весь вечер.
Для жителей регионов, через которые проходит маршрут, ралли-рейд стал тем, чем когда-то был бродячий цирк: скоплением ярких персонажей, которые по невероятной прихоти судьбы собрались вместе и теперь радуют окружающих своим жизнелюбием и талантом. Для тех, кто внутри, — это работа. Для тех, кто снаружи, — манящий мир приключений с привкусом бензина.
Кто живет на бивуаке
На закрытой территории бивуака — свои правила. Вот ряд автомобилистов: здесь останавливаются независимые спортсмены на внедорожниках. Каждый вечер они прибывают на финиш без сил, чтобы несколько часов поспать под звуки ремонта соседей, а затем самостоятельно приняться за восстановление поврежденных деталей.
В другом углу сосредоточены грузовики. Тут суровые мужчины в спецовках проверяют каждый узел на огромных тягачах, которые умудряются на скорости больше 120 км/ч прыгать по барханам и нестись сквозь степь, не замечая ям, трамплинов и верблюжьей колючки.
В тихом уголке расставлены палатки. Здесь спят измотанные гонщики и механики. Гостиницы? Они остались в сотнях километрах отсюда, в больших городах. Бивуаки разбивают не там, где живут люди, а там, где удобно для гоночного маршрута. Это могут быть окрестности Чебоксар, казахская степь или подножье Великой Китайской стены. Единственный критерий — умеренно ровная площадка, на которой могут уместиться несколько сотен человек, обеспечивающих гладкий ход приключения под названием «Шелковый путь».
В центре бивуака обычно расположен «командный пункт» — небольшая белая палатка, в которой сидят организаторы ралли-рейда. Здесь можно получить маршрутную карту следующего дня или опротестовать результат соперника — если, конечно, тот что-то нарушил. В отдельном шатре массажисты разминают мышцы уставшим гонщикам: после многочасовой езды крайне важно расслабить мускулатуру спины.
По соседству — душевые кабины и столовая, общая для всех. Здесь в неограниченных количествах подают еду и напитки: цена провианта входит в стоимость взноса, который участники платят организаторам за допуск на старт.
Что едят гонщики
Меню пилотов на ралли-рейде совсем не похоже на то, что принято считать здоровым питанием. Жареная картошка, свиные отбивные или бургеры, бутерброды и много-много колы: записные спортсмены наверняка удивятся этому меню. Такой странности есть естественное объяснение. Дело в том, что участникам ралли-рейдов в первую очередь требуется выносливость. Далеко не каждый сможет выдержать восемь-девять часов езды по отчаянному бездорожью с тряской и ухабами. Если же вспомнить, что в таком режиме пилоты проводят две недели подряд, становится ясно, насколько важна сытная и калорийная пища перед стартом.
Есть и еще одно обстоятельство. Значительная часть борьбы проходит в экстремальных условиях пустыни или высокогорья. В таких местах людям требуются скрытые резервы организма: не потерять сознание от перепада высот и низкого давления, выдержать несколько дней в атмосфере с разреженным воздухом, не получить солнечный удар. Для быстрой реакции на жаре требуется сахар в крови. Гарантированный способ держать этот показатель на нужном уровне — есть энергетические батончики и пить колу, продукты с не самой здоровой репутацией. А после финиша нужно хорошенько отъедаться — чтобы не свалиться без сил где-нибудь в пустыне Гоби.
Вино из первого абзаца — совсем не шутка. Врачи, работающие в ралли-рейдах, рекомендуют пилотам бокал вина каждый день после финиша, и гонщики с радостью следуют рекомендациям. Впрочем, превышать норму «бокал в день» они не торопятся. Пилоты понимают: для победы в «Шелковом пути» и «Дакаре» необходима ясная голова и строгое следование рекомендованному рациону.
Общий для всех маршрут, кучное расселение на бивуаке и ежедневное общение в столовой располагают к дружеской атмосфере. Соперники, казавшиеся непримиримыми конкурентами днем, вдруг становятся закадычными друзьями вечером — когда спецучасток остается позади, а впереди только новые сотни километров по бескрайней пустыне.
Также читайте
Снаряды с «умной» начинкой. Какие машины участвуют в ралли-рейдах
Квадратный город. Зачем ехать в Сиань прямо сейчас
© 1995–2017 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Дизайнер: Василий Подтынников
Менеджер проекта: Галина Моргун
Главный редактор: Антон Погорельский