back@3x
Совместный проект
На главную
Бизнес
Игра на опережение. Что такое бизнес по-китайски
Вести дела по-китайски — значит вкладывать в свой бизнес максимум сил и не останавливаться на промежуточных целях. Завоевали 20% рынка и проглотили крупного конкурента? Неплохо, но может быть еще лучше. Предпринимателю с китайским подходом всегда нужно больше.
Прошли времена, когда китайский подход к бизнесу ассоциировался с русской поговоркой «тяп-ляп и готово». На первых порах коммерсанты из КНР действительно не слишком заботились о качестве своей продукции — 30-40 лет назад местному потребителю хватало товаров категории «лишь бы дешевле». В XXI веке все изменилось.
Современные китайские производители пользуются новейшими технологиями, изучают рынок, создают новые ниши и монополизируют целые отрасли. Нынешний бизнес по-китайски — это тщательно продуманный продукт, который просто невозможно не купить. Вот пять примеров.
Экраны для смартфонов
Кто задумывается об экранах для смартфонов? Разве что те, кто разбил свой аппарат и несет его в ремонт. Между тем глобальный рынок дисплеев для мобильных устройств исчисляется миллиардами долларов, а самого влиятельного человека на этом рынке зовут Чжоу Цюньфэй. И она из Китая.
Чжоу Цюньфэй родом из маленького города Сянсян на юго-востоке страны. На волне промышленного подъема Чжоу зарегистрировала компанию с англоязычным названием Lens Technology. Эта фирма производит стекла для ноутбуков, часов, телефонов и планшетных компьютеров. В числе клиентов Lens — мировые гиганты Samsung, Apple, LG и Huawei. Капитализация компании приближается к $10 млрд.
Чжоу Цюньфэй и ее коллеги-конкуренты с юго-востока Китая добились такого влияния, что в случае отказа от работы мир лишится iPhone — все стекла для телефонов этой марки производятся в Китае. Кто-то еще считает iPhone американским телефоном?
Солнечные батареи
В начале XXI века Европа и США провозгласили своей целью переход на возобновляемые источники энергии. Солнечные панели заняли одно из первых мест в списке приоритетов: всевозможные налоговые льготы стимулировали целые бизнес-отрасли переходить на новый вид получения электричества. Это дало толчок европейским и американским компаниям, которые производили солнечные батареи. И тут появились китайцы.
Увидев новую нишу в западных странах, китайские банки начали выдавать щедрые кредиты китайским компаниям на запуск бизнеса в сфере солнечной энергетики. Займы на льготных условиях создали целую экосистему компаний, изготавливающих модули и фотоэлементы для солнечных батарей. Покупателями выступали страны Европы — вскоре экспортеры из Китая заняли 80% рынка Евросоюза. Экспансия оказалась настолько стремительной, что уже сама Европа ввела ограничительные пошлины на ввоз солнечных панелей из КНР: похоже, в Евросоюзе недооценили скорость и целеустремленность китайского бизнеса.
Тогда китайские производители переключились на внутренний рынок. К концу 2017 года они перевыполнили план очередной пятилетки, доведя совокупную мощность солнечных электростанций по всей стране до 130 Гвт. Целью были «скромные» 105 Гвт к 2020 году.
Телефоны по предзаказу
Смартфоны от Apple стали первопричиной заработка еще одного гиганта из Китая — компании Xiaomi визионера и инвестора Лэя Цзюня. В начале 2000-х его даже называли китайским Стивом Джобсом. Подобно своему американскому коллеге, Лэй Цзюнь построил технологическую империю с собственными правилами. Вот только эти правила отличались от подхода Apple.
Долгие годы отличительной особенностью Xiaomi было отсутствие магазинов: купить смартфоны этой марки можно было исключительно по предзаказу в интернете. Таким способом компания «вербовала» круг поклонников, которые не обращали внимания на другие бренды, — каждого такого покупателя называли другом Xiaomi и приглашали на закрытые мероприятия с участием первых лиц компании. Заодно фирма экономила на аренде площадей под магазины.
К 2012 году Xiaomi продавала сотни тысяч смартфонов за считанные минуты после выхода в продажу, к 2018 году счет пошел на секунды после начала продаж. При этом компания делает по-настоящему быстрые и современные устройства, которые по многим параметрам превосходят флагманские модели американских и корейских марок. Вместе с высокой производительностью смартфоны Xiaomi выделяются низкой ценой: при прочих равных китайский аппарат окажется дешевле американского в два-три раза. Неудивительно, что при таких вводных компания Лэя Цзюня активно растет по всему миру.
Мессенджер как форма оплаты
Пока всевозможные агентства подсчитывают проникновение электронных платежей в массовый обиход, Китай незаметно для многих сотворил подлинную денежную революцию. В стране сами собой умерли наличные расчеты.
Вместо того чтобы пользоваться пластиковыми картами, китайцы расплачиваются своими смартфонами. В каждом аппарате жителя КНР установлен Alipay или WeChat — один из двух удобных сервисов по доступу ко всем необходимым услугам. И если Alipay больше сосредоточен на покупках, то WeChat — это просто программа-мессенджер для общения с друзьями, программа, в которой можно платить.
На сегодняшний день аудитория WeChat исчисляется сотнями миллионов человек, которые ежедневно проводят в программе около 50 минут. С помощью WeChat можно оплатить все: от заказа в кафе и проката велосипеда до крупных покупок вроде мебели или автомобиля. Чтобы списать деньги, достаточно приложить свой смартфон к терминалу — остальное сделает электроника. Кажется, китайские IT-гиганты переизобрели банковское дело.
Носимая электроника
К 2022 году глобальный рынок аксессуаров для мобильных телефонов достигнет $89 млрд, подсчитали в компании ABI Research. Львиную долю этого рынка должны удержать компании из КНР — они уже лидируют на рынках карт памяти, гарнитур, портативных зарядных устройств и многих других приспособлений для телефонов.
Но смартфоны и сопутствующие им товары — лишь первая волна «электронного шторма». Впереди мир ждет помешательство на носимых устройствах. В Китае производят их все. «Умные» часы, очки с видеокамерой, персональный очиститель воздуха на батарейках, чехол с аккумулятором для подзарядки телефона — эти агрегаты уже вошли в обиход типичного китайца и вот-вот выйдут на мировой рынок.
Американские и корейские компании еще только экспериментируют с «умными» часами, а в Китае насчитывается не меньше десятка производителей, торгующих работающими моделями таких устройств. Если кому-то нужен пример инновационной экономики, достаточно просто приехать в Китай. Будущее наступило.
Также читайте
Озера в пустыне и точка в нигде. Это планета, которую мы не видели
Сделать так же, но дешевле. Как работает импортозамещение в Китае
© 1995–2018 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Арт-директор: Полина Молчанова
Менеджер проекта: Юлия Чеботарь