back@3x
Совместный проект
На главную
Техника
В гонках участвует грузовик на газе. Вот что он умеет
Среди «великолепной шестерки» грузовиков команды «КАМАЗ-мастер» есть необычный экземпляр. Это газодизельный грузовик — вместе с традиционным жидким топливом он использует метан. Эта машина умеет кое-что, чего не могут другие.
Фото пресс-службы «КАМАЗ-мастер»
Газомоторный грузовик преодолевает тысячи километров по пустыне и при этом экономит топливо. Такого эффекта добились в российской команде «КАМАЗ-мастер» благодаря многолетним экспериментам. С 2013 года гоночный коллектив из Татарстана построил три разные модификации газодизельного грузовика для гонок по бездорожью, и каждый из них добивался впечатляющих результатов.
Зачем гонкам газ
Пожалуй, главная спортивная причина появления грузовика на газе — это борьба с дымностью. Дело в том, что за последние годы в ралли-рейдах существенно ужесточились правила по максимально допустимому уровню выбросов в атмосферу. Если раньше гоночные грузовики дымили почем зря, то теперь здесь действуют ограничения на количество вредных веществ в отработанных газах.
Самый быстрый способ сделать моторы чище — ограничить потребление дизеля. Чем меньше солярки получает двигатель, тем меньший объем выхлопа остается на выходе.
Но что применимо на обычных дорогах, не всегда подходит для гонок. Дальнемагистральный тягач может не заметить несильную убыль мощности из-за пониженного расхода топлива, в то время как заточенный на скорость гоночный грузовик мгновенно ощутит последствия «дизельного голодания» — экипаж такой машины просто отстанет от конкурентов.
Здесь и приходит на помощь природный газ. Более экологичный выхлоп по сравнению с выбросами дизеля позволяет снизить концентрацию вредных веществ и уложиться в жесткие лимиты регламента — получается что-то вроде стандартов «Евро-5» для гонок.
Побочный эффект топливной экономики — экономия на массе. Если благодаря включению газа грузовик тратит меньше солярки, облегчается совокупная масса тягача. Это, в свою очередь, приводит к дополнительной экономичности: чем легче оказывается грузовик, тем проще приводить его в движение и тем меньше топлива для этого требуется. Так экономичность провоцирует экономичность.
Как разгоняется газовый грузовик
Опытным образцом стал грузовик команды «КАМАЗ-мастер», испытанный ралли-рейдом «Дакар». В 2013 году на уже проверенный в гонках экземпляр установили баллоны с пропаном. За руль сел главный идеолог проекта — фанат автогонок, а по совместительству пресс-секретарь компании «Газпром» Сергей Куприянов. Так «КАМАЗ-мастер» получил нового пилота, а спонсорами челнинской команды стали компания «Газпром — газомоторное топливо» и банк ВТБ.
Почти сразу стало понятно: грузовик на газодизельной смеси оказался более приемистым, чем традиционный дизель. С подключением газа двигатель начал лучше разгоняться на низких оборотах. Иными словами, пилот может быстрее выйти на оптимальную мощность и не перекручивать мотор в попытке постоянно держать его на высоких оборотах. Налицо сбережение ресурса мотора.
Еще лучших результатов в команде добились, когда решились использовать метан. Второй экземпляр газового грузовика «КАМАЗ-мастер» построили в 2014 году. Он получил четыре баллона с природным газом и специальный топливный насос высокого давления, который уменьшает подачу дизельного топлива во время подключения метана.
Фото пресс-службы «КАМАЗ-мастер»
Этот грузовик был един в двух лицах: он мог ездить и на газе, и без него, причем переключать режимы работы двигателя можно было прямо из кабины во время движения. Такая вариативность — не прихоть конструкторов, а инструмент отслеживания динамики. Как иначе проверить, какой эффект дает использование компримированного газа?
Лаборатория на колесах исколесила полмира. Газодизельный грузовик «КАМАЗ-мастера» участвовал в чемпионате России, «Шелковом пути» и ралли-рейде «Африка», который проходит по территории Марокко, Мавритании, Сенегала и других стран. Результат: быстрое время на спецучастках и принципиальное решение команды развивать технологию. «Газпромовский» грузовик на глазах превращался из опытного образца в реального претендента на победу.
Третье поколение на метане
Третье поколение газодизельного грузовика вновь получило баллоны с метаном. Разница с предыдущей модификацией — это не только доработанная интеграция разных компонентов силовой установки, но и совершенно новый блок цилиндров.
На смену 18-литровому гиганту от Тутаевского моторного завода пришел 16-литровый двигатель швейцарской фирмы Liebherr. Более современный агрегат с электронной начинкой не только позволил лучше рассчитывать топливную экономичность, но и вписывался в новый свод правил международных ралли-рейдов. А еще Liebherr здорово разгоняется на низких оборотах, а значит, усиливает ключевой козырь метана.
«КАМАЗ-мастер» впервые выставил газодизельный грузовик последнего поколения на старт апрельской гонки «Золото кагана» в Астраханской области. Пилоты Антон Шибалов и Сергей Куприянов по очереди управляли новинкой. Это позволило получить мнения от двух разных гонщиков перед «боевым» стартом — ралли-рейдом «Казахстан». И здесь газомоторный грузовик проявил себя во всей мощи.
Фото пресс-службы «КАМАЗ-мастер»
Экипаж Сергея Куприянова одержал победу в сложнейшем марафоне, который длился неделю. «КАМАЗ-мастеру» не помешала даже авария в начале дистанции — в один из первых дней Куприянов опрокинул грузовик на бок. Машину на тросах поставили на колеса, и невредимый грузовик как ни в чем не бывало продолжил борьбу.
Разумеется, в этом инциденте Куприянов потерял кучу времени, но обороты и приемистость газомоторного грузовика позволили ему сначала отыграть отставание от соперников, а затем и выйти в лидеры сложнейшего ралли-рейда.
Третьим стартом этого грузовика станет июльский марафон «Шелковый путь» — пока что самое сложное испытание в истории тягача на природном газе.
Также читайте
Озера в пустыне и точка в нигде. Это планета, которую мы не видели
Сделать так же, но дешевле. Как работает импортозамещение в Китае
© 1995–2018 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Арт-директор: Полина Молчанова
Менеджер проекта: Юлия Чеботарь