back@3x
Совместный проект
На главную
Природа
Экологичная гонка по бездорожью. Как это возможно?
Как экологические инициативы проникают в мир благодаря ралли-рейду «Шелковый путь»
В XX веке о проблемах экологии в мире автоспорта никто не думал. Больше сотни лет гоночные машины потребляли уйму топлива и рычали многоцилиндровыми движками, а проблема загазованности крупных городов только-только начинала вставать в полный рост и не касалась гонок.
Сейчас все изменилось. Для автопроизводителей гоночных серий стали важны «зеленые» технологии и экологически чистые источники энергии. «Формула-1» пошла по пути «гибридизации», чемпионат мира по ралли-кроссу решил перейти на электромобили, ну а про «Формулу-Е» — полностью электрический аналог Ф1 — наверное, слышали даже люди, далекие от гонок.
На первый взгляд ралли-рейды немного выбиваются из тренда. В этих сложнейших гонках по пересеченной местности участвуют в основном внедорожники и грузовики — транспорт, который мало у кого ассоциируется с экологичностью.
На самом деле гоночные марафоны также помогают развитию экологических инициатив. Не просто так ралли-рейд «Африка» получил имя Eco Race, а главный марафон Евразии под названием «Шелковый путь» стал олицетворением бережного и ответственного отношения к природе.
Зачем беречь топливо
В ралли-рейдах крайне важно не израсходовать топливо до прибытия на заправку. Особенно остро эта проблема стоит на пустынных спецучастках, где пополнить запасы горючего просто негде. Экономичность автомобилей здесь выходит на первый план — и достижение этого является важной задачей для всех участвующих в гонке автопроизводителей.
В том числе поэтому в числе лидеров много лет держатся внедорожники Toyota. Японская марка известна своей экономичностью и помогает дотянуть до финиша даже тем, кто не привык поднимать ногу с педали газа. Среди фаворитов таких много: тот же Нассер Аль-Аттия известен своей привычкой «гнать на все деньги». «Неубиваемые» Toyota помогают отчаянному гонщику из Катара штурмовать кочки и ухабы без ущерба для результата.
Дополнительным фактором экономии на топливе может стать скорость. В ралли-рейдах нет места расхожему убеждению о том, что чем больше бензина потребляет машина, тем быстрее она едет. Напротив: каждый литр топлива на борту увеличивает массу автомобиля, а значит, снижает возможный темп.
Дело в том, что двигатель должен перемещать не только шасси с кузовом и экипажем, но и бензобак со всем содержимым. Чем легче бензобак, тем быстрее разгоняется автомобиль. А меньше сожженного топлива означает меньше вредных выбросов в атмосферу.
Возобновляемые автомобили
Чтобы обеспечить безопасность пилотов и ту самую надежность и выносливость гоночных машин, в конструкции автомобилей применяется масса различных композитных и пластиковых компонентов. Это позволяет делать автомобили существенно прочнее и легче. Это крайне важно в гонках, где идет борьба за каждый килограмм, а высокая вероятность аварий может поставить под угрозу жизнь и здоровье гонщика.
В плане экологии у использования полимеров есть сразу несколько плюсов. Во-первых, с точки зрения жизненного цикла пластик — более «зеленая» альтернатива металлу и многим другим материалам. Во-вторых, пластик обладает 100%-ным потенциалом переработки, при этом перерабатывать его можно несколько раз и с небольшими затратами. В-третьих, его использование позволяет экономить природные невозобновляемые ресурсы за счет переработки.
Партнер «Шелкового пути», компания «Сибур», давно оценил потенциал переработки пластика. Теперь «Сибур» может помочь гонщикам: чем больше узлов в автомобиле удастся заменить на пластик, тем меньше будет масса гоночной машины, и тем быстрее она сможет ехать.
Одна из главных современных проблем, мешающих реализовать все экологические достоинства пластика, — мусорные свалки. 10-15% их содержимого составляют различные полимеры. Все эти отходы можно и нужно отправлять на переработку, но, к сожалению, идея о раздельном сборе отходов, позволяющем беречь окружающую среду и получать из мусора ресурсы, пока не слишком популярна у населения.
«Шелковый путь», «Африка» и другие крупные ралли-рейды показывают: сортировать и перерабатывать мусор можно даже в условиях отрыва от цивилизации и тотального бездорожья. Так природа остается чистой, а мусор превращается в источник сырья. Все тот же «Сибур» с готовностью забирает отходы на переработку.
Think global, act local
То, что делают организаторы ралли-рейдов в труднодоступных районах планеты, созвучно действиям экологических организаций и активистов. Борцы за чистоту окружающей среды любят слоган Thing global, act local. Этот девиз можно перевести с английского так: «Мысли глобально — действуй локально».
На практике это означает, что человеку можно (и нужно) задумываться о том, к каким последствиям приведут его действия в планетарном масштабе. При этом зацикленность на таких мыслях убьет любое начинание. По-настоящему ответственные люди действуют локально: каждый может повлиять на ситуацию вокруг собственными поступками.
Поступок «Шелкового пути» — это каждодневный сбор мусора, его рутинная сортировка и вошедшая в привычку утилизация с привнесением такой культуры в новые регионы. Здесь недостаточно просто провозгласить свои намерения. Чтобы идея сработала, нужно каждый день совершать малые дела. Последователи подтянутся.
Подчас именно такой организованности и рутинности не хватает в отдаленных уголках нашей планеты. Будь то изолированная деревня в Синьцзян-Уйгурском районе Китая, граничащая с заповедником территория Калмыкии или поселок в Астраханской области, ежедневный act local поможет жителям сберечь красоту и чистоту родного края.
Местному населению важно понять: пришельцы из мира ралли-рейдов не собираются разрушать вековые устои и чистые реки. Гонщики выходят на старт «Шелкового пути», чтобы хоть на неделю прикоснуться к необузданной стихии и нетронутой природе. Из года в год ралли-марафон становится тем самым think global, что помогает привлечь внимание к проблемам малых городов и вымирающих сел.
Если участники «Шелкового пути» смогут подать пример локального действия хотя бы паре человек, это уже будет победа. Победа в безостановочной гонке за сохранение чистоты и разнообразия мировой природы.
Также читайте
Озера в пустыне и точка в нигде. Это планета, которую мы не видели
Сделать так же, но дешевле. Как работает импортозамещение в Китае
© 1995–2018 РосБизнесКонсалтинг
Директор спецпроектов: Полина Абдуллина
Арт-директор: Полина Молчанова
Менеджер проекта: Юлия Чеботарь